Уроженец Большой Ижоры Гаврилов Павел Евтихеевич был последним псаломщиком Николаевской церкви. Павел Евтихеевич родился в 1878 году. По воспоминаниям внучки Владимировой (Гавриловой) Валентины Федоровны, до революции он служил унтер-офицером в жандармерии на территории Финляндии. Думаю, что в его семье в городе Хельсинки воспитывалась племянница – Анна Ермолаевна Шпиндер, мать Н.И. Салацкой. Павел Евтихеевич был участником первой мировой войны. После революции вернулся в Ижору и выстроил дом (совр. адрес: ул. Новая,13).
Он был одаренным человеком, играл на нескольких музыкальных инструментах, обладал красивым, хорошо поставленным голосом. Павел Евтихеевич не только служил дьячком, но и был регентом церковного хора. В хоре пели его сестры, жена Екатерина, дочери. На всю жизнь запомнила церковное пение одна из старейших жительниц поселка Клавдия Николаевна Орехова. Ее отец был певчим в хоре и одновременно звонарем. Всё своё детство она ходила в нашу церковь на службы. «У нас был самый хороший хор по сравнению с ближайшими деревнями, — два размещалось на клиросах справа и слева от молящихся, а третий – на хорах над входом. Получается, трехсоставный хор был».
П.Е. Гаврилов и его семья пострадали за веру в Господа. С начала 1932 г. шла подготовка к закрытию церкви. Очевидно, он как-то препятствовал этому, поэтому 11 апреля 1932 года был арестован органами ОГПУ и осужден по 58 ст. п.10.13. 17 июня 1932 года его выслали в Орловскую область без права выезда. Когда Павел Евтихеевич освободился, писал родным в Таджикистан, но ему намекнули, что туда не стоит ехать (« Таких тут очень ждут и расстреливают по праздникам»). Жил у старшей дочери Веры в Ленинграде. Скончался в блокадную зиму 1941 года. П.Е Гаврилов реабилитирован 16 января 1989 года по ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-х – 40-х годов и начале 50-х годов».
Сына Федора, который жил в Ленинграде, выгнали из полковой школы, заставили отказаться от отца, но он все равно продолжал навещать мать. Приезжал в Ижору на поезде, ждал темноты, сидя в овраге, чтобы не видели соседи. Однажды его выследили и забрали под утро вместе с матерью.
После убийства С.М. Кирова началась новая волна репрессий. Согласно постановлению УНКВД ЛО их как членов семьи репрессированного выслали в Таджикистан, несмотря на то, что Екатерина и Павел разошлись буквально накануне его ареста, чтобы не пострадали семеро детей. Она взяла девичью фамилию – Андреева.
Попали в лагерь на границе с Афганистаном, рядом с городом Пяндж. Привезли в жару, высыпали в песок, воды не было. Поселили в камышовых бараках, освободив их от заключенных. Копали каналы, умирали от истощения и жары. Много было случаев дизентерии от плохой воды. Ее приходилось пить через тряпку, и все равно был полный рот глины.
Валентина, внучка Павла Евтихеевича, родилась в ссылке в 1942 году. Тогда уже жили в глиняной мазанке, а после войны на этом месте вырос поселок. Только в 1956 году их семье удалось переехать в Душанбе, раньше не разрешали. Валентина Федоровна окончила художественное училище и литфак Душанбинского пединститута. Работала архитектором в Нуреке, где ее муж Алексеев был главным архитектором, затем преподавала в художественном училище.
А потом случилось чудо: во сне и наяву стали мелькать иконы. Сначала просто набрасывала в тетрадочку то, что увидела, а потом решилась и попробовала написать. Первым был лик Николая Чудотворца. Во время гражданской войны 1993-94 г. во сне явилась Богоматерь, попросила написать Троеручицу и отнести в храм. Впервые слышала Валентина о такой иконе, но случайно разговорилась с женщиной на базаре и узнала, что у той есть эта икона. Дрожащими от волнения руками делала набросок, а написав, отнесла в храм Николая Чудотворца в Душанбе. Отец Алексий попросил ее помочь расписать храм Святого Великомученика Георгия Победоносца 201 МСД Гатчинского полка, которая тогда стояла в Таджикистане. Моментально родился в голове иконостас согласно нормам, правилам и краскам. Господь помогал и рукой водил. Все сделала очень быстро. Это был первый в России военный храм после революции.
В 1993 году ей с большими трудностями удалось добиться реабилитации и поселиться в Большой Ижоре — на родине предков.
Коломейчук Н.С. (по по архивным материалам)